“
Как и о чем общаться с подростком?
Подростковый возраст принято считать трудным периодом для всех участников
процесса.
И это мнение вполне обосновано, поскольку перед молодым человеком стоят задачи, решение которых неизбежно приводит к потере возможности родителей контролировать значительную частью его личной жизни, снижению уровня родительского авторитета в принятии решений.
Итак, основными задачами подросткового периода являются:
- сепарация (отделение от системы отношений в родительской семье);
- интеграция в систему социальных отношений, поиск референтной группы;
- формирование умений создавать отношения нежной привязанности с
представителем противоположного пола.
Препятствовать подростку в решении данных задач – значит идти против природы его взросления, формировать неадаптивные стратегии социального
взаимодействия.
С другой стороны, поведение молодого человека, переживающего пубертат,
может и должно подвергаться коррекции в случаях, когда оно приобретает
формы, опасные как для самого подростка, так и для окружающих. А такое бывает
нередко.
Трудности общения в таких ситуациях вызваны, как правило, тем, что
формирование своей точки зрения на жизнь всегда сопровождается критикой
былых авторитетов, и подросток, который имеет напряженное мироощущение и
не имеет сформированных моделей взрослого поведения, может делать это
агрессивно, не тактично, вызывающе.
Что могут сделать родители в такой ситуации?
- не стоит резко менять требования к подростку только на том основании, что «он
уже не ребенок». Подготовка ко взрослой жизни должна сопровождаться
постепенным делегированием полномочий;
- уважать взгляды молодого человека, проявляя доброжелательное внимание.
Если есть необходимость в конфронтации, делать это стоит мягко, создавая
ситуации, в которых подросток сам приходит к выводу о нежизнеспособности
некоторых своих убеждений;
- формировать способность принимать альтернативные точки зрения;
- формировать интерес к собственному миру, к своим переживаниям;
- формировать понимание того, что о мыслях и чувствах можно говорить
О чем и как говорить?
- исключить фразы типа «вот я в твои годы…», помните, что вы жили в другое
время и опыт у вас с вашим ребенком совершенно разный. Избегайте
конкуренции;
- рассказывать о том, как в семье ждали его рождения, как радовались его
появлению на свет (даже если это не совсем так);
- учить подростка тому, что для того, чтобы что-то получить, надо об этом
говорить, уметь находить компромиссное решение, договариваться;
- учить осознанию причин своих поступков, обсуждая их, задавая вопросы типа «
как думаешь, зачем ты это сделал?», «что произошло бы, если бы ты этого не
сделал?»
- подчеркивать положительные черты личности подростка (поощрять замечать
вещи, которые им нравятся в себе, и которые они хорошо делают);
- в каждой трудной для подростка ситуации стараться видеть не вину или
задолженность, но возможность личностного роста, самосовершенствования;
- научить регулировать самооценку (напоминать о положительных чертах,
помогая расставлять огорчительные события по своим местам; помогая увидеть
связь между тем, что они говорят себе, и самочувствием);
- говорить о его привлекательности;
- важно планировать будущее, обсуждать, каким видит себя ваш подросток через
5-10 лет, важно научить его ставить жизнеспособные цели и разрабатывать пути
их достижения.
В каких случаях следует обратиться к психологу?
- вы не имеете связи со своим ребенком. Он замыкается, избегает общения. Вы
не знаете, что происходит в его жизни;
- вы заметили на его теле следы самоповреждения (порезы, синяки);
- подросток говорит о желании умереть, о потере смысла жизни;
- ваш ребенок уходит из дома, и вы не знаете, где он проводит свое время;
- у вашего ребенка резко снизилась успеваемость по непонятным для вас
причинам;
- ваш ребенок ворует деньги и другие предметы. Разговоры с ним не приносят
эффекта;
- учителя жалуются на резко изменение поведения подростка, прогулы, хамство
на уроках.
Что почитать?
Рекомендуемая литература для родителей:
1
«Общаться с ребёнком. Как?» Юлия Гиппенрейтер
2
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлия Гиппенрейтер
3
Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как
слушать, чтобы дети говорили"
4
«Как любить ребенка?» Януш Корчак
5
«Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на заданную тему» Ирина
Млодик
6
«Разговор с родителями» Дональд Вудс Винникотт
7
«Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться»
Людмила Перельштейн
Рекомендуемая литература для подростка
Ирина Чеснова «Как стать взрослым?»
Ирина Млодик «Если они смогут встретиться, или твой навигатор по
дружбе»
Мария Суркова «От 14 и старше: советы и лайфхаки»
Андрей Максимов «Прочистите ваши уши. Многослов-3: первая
философская книга для подростков»
Эндрю Мэтьюз «Прорвемся! Как справиться с проблемами»
Катя Чубукина «Школа. Выжить и победить. Практические советы
школьного психолога»
Джеймс Паттерсон и Крис Теббетс «Средняя школа. Худшие годы моей
жизни»
Елена Кравцова, Марина Кравцова «Мыльные бомбы, или Как избежать
конфликтов»
Алексей и Марина Афанасьевы «Красные кнопки общения»
Кен Ватанабе «Учимся решать проблемы. Простая книга для умных
людей»
Пивнева Н.С.